© Музыка детям. 2007-2015
Сайт, посвящен музыке для детей. Изучаем музыкальную грамоту.
Читаем музыкальные рассказы для детей. Слушаем музыку, детские песни. Музыкальные уроки.
 Музыкальное образование детям и родителям. Рассказы о музыке и музыкантах.
Великие композиторы. Музыкальные инструменты, музыкальные обучающие игры и ноты детям.
Любое копирование материалов только с  разрешения и  с  активной ссылкой на наш сайт!
Главная Пишите нам Гостевая Это интересно Скачать
Главная История музыки детям Сказки о музыке Стихи о музыке Видео о музыке Лучшие детские песни Музыкальные спектакли Музыкальная азбука К урокам музыки К теме о войне О музыке на других уроках Великие композиторы Великие пианисты Великие вокалисты Музыканты шутят Фотогалерея Игры
PR-CY.ru
 О царе Петре, барабане, театре  и музыке
Главная История музыки Далее
Отзывы, комментарии
Инструментальную музыку Петр не любил, а из всех музыкальных инструментов предпочтение отдавал барабану. Еще в детстве, забавляясь своей «потешной» ротой, Петр взял на себя роль барабанщика.
Однажды, когда царь Петр был за границей, знатные принцессы — ганноверская и бранденбургская — устроили в его честь ужин. Молодой царь никогда еще не был в европейском свете и поначалу очень растерялся. В московском обществе на таких вечерах женщинам быть не положено, а здесь...
Знатные дамы, одна красивее другой, окружили его, закидали вопросами, требуя немедленного ответа. И хотя Петр в немецком языке был горазд, но от роскоши, обилия света, гремящей музыки, свободного обращения женщин он просто онемел. Однако, справившись вскоре со смущением, разговорился, перепоил всех вином на московский лад, и простотой, радушием, откровенностью в речах завоевал сердца всех. В танцах же удивил легкостью шага. А ведь был он ростом велик и телом дороден.
—  О, герр Питер, вы так хорошо танцуете! Вы, наверное, любите музыку?
—  Нет, ни музыки, ни охоты не люблю, — делая замысловатое па, прямодушно отвечал царь. — Плавать по морям, строить корабли — это мое дело. Вот посмотрите. — И царь, растопырив пальцы, показал свои мозолистые руки. — Люблю работу дельную.
Фрейлина скривила губки, но ответить что-либо не решилась.
Чтобы удивить высокого гостя, позвала принцесса на ужин итальянских певцов. Петр слушал их с заметным удовольствием и, когда они кончили, наградил каждого из собственных рук стаканом вина.
—  О, гер Питер. Вам понравилось! — обрадовалась хозяйка.
—  Поют изрядно, но я к этого рода музыке большой охоты не имею. Другое дело пение в церкви или игра на барабане. Эй, Алексашка, — позвал он Меншикова, — принеси-ка барабан.
Меншиков мигом ринулся к музыкантам, выхватил из рук удивленного барабанщика барабан и, щелкнув каблуками (научился-таки у немцев изысканным манерам), подал его царю.
Петр приладил барабан, удобно переложил палочки в руках и заиграл, да так искусно, что превзошел настоящего барабанщика. Удивленные гости плотным полукругом стали собираться вокруг Петра. А Петр, не обращая ни на кого внимания, виртуозно подбрасывал палочки, выбивал замысловатую дробь.
Послышались восторженные возгласы:
— Шарман! Прелестно!
Наконец Петру надоело играть, отбросив барабан, он встал:
— Алексашка, отдай инструмент, пусть попробует заморская обезьяна меня перещеголять!
Гости зашумели, раздались хлопки, но царь уже стремительно шел в конец зала, где за столом скромно сидел морской офицер. Они обнялись, и вот Петр с увлечением, широко жестикулируя, то хмурясь, то смеясь, стал что-то говорить ему...
Воспитание получил грубое, изящным искусствам обучен не был. Терпеть не мог музыки на торжественных обедах, что было тогда очень модным, потому как мешала она вести застольный разговор. Из всех родов музыки любил только церковное пение..
Был у Петра и свой придворный певческий хор, восхищавший своими голосами иностранцев.
Один из них писал, что особенно «великолепны были басы», которые «в России лучше и сильнее, чем где-ни­будь. У здешних басистов голоса так же чисты и глу­боки, как звуки органа...»
По воскресеньям и праздникам царь становился на клиросе с певчими и пел вместе с ними. Потому и к певчим особое благоволение имел. Некоторые из них, обратив на себя внимание царя стройным голосом, выходили в знатные люди. Самым знаменитым из певчих дьяков при Петре был Василий Титов. Он писал произведения для церковной службы, но были у него и духовные концерты, которые и сейчас поют.
Когда умер царь Алексей Михайлович, его сыну Петру-царевичу не было и четырех лет. Рос царевич далеко от  бояр и дел их смутных. В игры игрывал  царские, обучение имел, какое было положено по сану, а в остальном был предоставлен самому себе.