© Музыка детям. 2007-2015
Сайт, посвящен музыке для детей. Изучаем музыкальную грамоту.
Читаем музыкальные рассказы для детей. Слушаем музыку, детские песни. Музыкальные уроки.
 Музыкальное образование детям и родителям. Рассказы о музыке и музыкантах.
Великие композиторы. Музыкальные инструменты, музыкальные обучающие игры и ноты детям.
Любое копирование материалов только с  разрешения и  с  активной ссылкой на наш сайт!
Главная Пишите нам Гостевая Это интересно Скачать
Главная История музыки детям Сказки о музыке Стихи о музыке Видео о музыке Лучшие детские песни Музыкальные спектакли Музыкальная азбука К урокам музыки К теме о войне О музыке на других уроках Великие композиторы Великие пианисты Великие вокалисты Музыканты шутят Фотогалерея Игры
PR-CY.ru
Отзывы, комментарии
Великие композиторы Главная
Н. А. Римский-Корсаков (1844—1908)

Великие композиторы

Вот что писал о том времени сам Римский-Корсаков: "Страсть к музыке развивалась. В сезон 59\60 я бывал в симфонических концертах… В Глинку я был влюблён… В опере слышал “Моисея” Россини”, “Жизнь за царя”, “Руслана” Глинки… На имевшиеся карманные деньги я скупил нумера из “Руслана”, полную оперу “Жизнь за царя”… как музыкант я был тогда мальчик-дилетант в полном смысле слова. С Улихом занимался несколько лениво, пианизма приобретал мало; в 4 руки играть ужасно любил. Пения, квартетной игры, хорошего исполнения на фортепиано я не слыхал. О теории музыки понятия не имел, не слыхивал ни одного названия аккордов, не знал названия интервалов; гамм и их устройства твёрдо не знал, но сообразить мог. Тем не менее я пробовал оркестровать антракты “Жизни за царя” по имевшимся в фортепианном переложении надписям инструментов… Никто меня ничему тогда не выучил, никто не направил; а было бы так просто это сделать, если б был такой человек."

 Николаю 15-16 лет, а музыкальное образование оставляет желать лучшего. Поэтому с 1859 года он стал заниматься с Фёдором Ивановичем Канилле. Это был образованный музыкант, пианист, ценитель русской музыки. Учитель поддержал его стремление к серьёзным занятиям.

"Канилле открыл мне глаза на многое.… Узнав о моей страсти к музыке, он навёл меня на мысль заняться сочинением.… Задавал писать вариации, имея для образца Глинкинские вариации “Среди долины ровныя”… У него я познакомился немного с оркестровыми партитурами…. Он же познакомил меня с увертюрой к “Королю Лиру” Балакирева, и я возымел величайшее уважение и благоговение к имени Балакирева, которое услыхал впервые." - писал Римский-Корсаков

Через Канилле молодой музыкант познакомился с Балакиревым, потом сблизился с Кюи, Мусоргским, Стасовым. Именно это определило его дальнейший путь.

Обратимся опять к словам Римского-Корсакого: "Балакирев, дирижировавший в то время концертами Бесплатной музыкальной школы решил её исполнить и переписать её партии. Но что за ужасная это была партитура! Впрочем, об этом после; скажу одно: нахватавшись всяких верхов, я в то время не знал азбуки. …С каким восхищением я присутствовал при настоящих, деловых разговорах об инструментовке, голосоведении и т.п. Играли в 4 руки.… Сверх того, сколько разговоров о текущих музыкальных делах! Я сразу погрузился в какой-то новый, неведомый мне мир, очутившись среди настоящих, талантливых музыкантов, о которых я прежде только слышал, вращаясь между дилетантами товарищами."

Композитор начинает работу над первым своим серьёзным трудом – Первой симфонией. Но параллельно он сдаёт экзамены в Морском корпусе, а потом как гардемарин уходит в кругосветное плавание на военном учебном клипере “Алмаз”.

Назад Далее

"Выпуск мой в гардемарины состоялся в 1862 году. Гардемарин назначался в двухлетнее плавание для практики. Мне предстояло двух-трёхлетнее путешествие, разлука с Балакиревым и другими музыкальными друзьями и полное отлучение от музыки. Не хотелось мне за границу. Сойдясь с балакиревским кружком, я стал мечтать о музыкальной дороге; я был ободрен и направлен кружком на эту дорогу. В то время я уже действительно страстно любил музыку."

Кругосветное плавание длилось три года. Клипер побывал в Англии, Америке, Бразилии, Испании, Италии, Франции, Норвегии. Поначалу музыкальные интересы были живы, и Римский-Корсаков переписывался с Балакиревым.

Клипер "Алмаз"

Но потом яркие впечатления оттеснили творчество.Глубоко волновала художника величественная красота моря, образ которого затем часто будет возникать в его произведениях.

Возвращение к музыке произошло очень быстро. Дебютом композитора стала Первая симфония, которая сочинялась под руководством Балакирева. Вот что говорит ученик о своём учителе в “Летописи”.