© Музыка детям. 2007-2015
Сайт, посвящен музыке для детей. Изучаем музыкальную грамоту.
Читаем музыкальные рассказы для детей. Слушаем музыку, детские песни. Музыкальные уроки.
 Музыкальное образование детям и родителям. Рассказы о музыке и музыкантах.
Великие композиторы. Музыкальные инструменты, музыкальные обучающие игры и ноты детям.
Любое копирование материалов только с  разрешения и  с  активной ссылкой на наш сайт!
Главная Пишите нам Гостевая Это интересно Скачать
Главная История музыки детям Сказки о музыке Стихи о музыке Видео о музыке Лучшие детские песни Музыкальные спектакли Музыкальная азбука К урокам музыки К теме о войне О музыке на других уроках Великие композиторы Великие пианисты Великие вокалисты Музыканты шутят Фотогалерея Игры
PR-CY.ru
Отзывы, комментарии
Главная Сказки о музыке Далее
Лев Толстой и музыка
Сказки, рассказы о музыке и музыкантах.
Музыка не только занимала существенное место в жизни Льва Николаевича Толстого (1828-1910г.г.), но и оказывала большое влияние на его литературное творчество. В юности Толстой усиленно занимался игрой на фортепиано (иногда по три-четыре часа в день) и даже мечтал о карьере пианиста.
Он сравнивал слушание с музыкой с погружением в сон, когда картины, образы, чувства захватывают тебя и вызывают настроения и эмоции, которые чувствовал, сочиняя музыку композитор.
В зрелом возрасте Лев Николаевич много размышлял о том, почему сочетание звуков способно оказывать такое могущественное воздействие на человека.
«Как это происходит, - писал великий писатель,- тайна великая и непостижимая». Лев Толстой пытался в этой тайне разобраться. После долгих размышлений он даёт определение музыки: « Это искусство троякого сочетания звуков - в пространстве, времени и силе - передавать и воспроизводить состояние души»
Больше  всего Толстому нравилась музыка страстная, взволнованная, глубоко эмоциональная. В детстве семилетний Лёва замирал неподвижно, когда мама играла «Патетическую» сонату Бетховена. «У меня она оставляла, - вспоминает впоследствии Лев Николаевич,- чувство сладкое и тревожное». Более подробно описано влияние «Патетической» сонаты в исполнении «маман» в повести «Детство».
Мальчик сидит, сжавшись клубочком в кресле, и слушает. Уже эта поза, его внимание, его способность, не отвлекаясь, выслушать всю сонату до конца,  говорит о его исключительной музыкальной восприимчивости.
Толстой за роялем
Для увеличения нажимаем на фото
В «Аллегро» «…всё сильнее слышится мне неясный, тревожный рокот». И в «Анданте» « …на душе становится спокойно, радостно, хочется улыбаться…».
Об удивительной музыкальной восприимчивости Толстого вспоминает и его сын Сергей Львович: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так переживал музыку, как мой отец». А современники писали, что Толстой слушая музыку, часто «обливался слезами».
Как же реагирует ребёнок? Это тоже потрясает.
В «Интродукции» «…слушает затаив дыхание».
Бетховен, вообще, на всю жизнь остался любимым композитором Толстого. Также как, впрочем, и Моцарт.
Л. Н. Толстой слушает
А. Г. Рубинштейна
Писатель просил исполнить музыку Бетховена всякий раз, когда к нему в Ясную Поляну приезжали известные пианисты: братья Рубинштейн, Игумнов, Танеев, Скрябин.
С. И. Танеев и А. Б. Гольденвейзер (педагог,
пианист, композитор)   играют дуэт в Ясной Поляне.
Когда они играли, Толстой сидел неподвижно, глубоко переживал услышанное, часто на глазах его выступали слёзы.
Другим любимым композитором Льва Николаевича был Шопен. Однажды прослушав ноктюрн фа диез минор, воскликнул: «Вот так надо писать! Шопен - Пушкин в музыке». Для Толстого это было высшей похвалой.