© Музыка детям. 2007-2015
Сайт, посвящен музыке для детей. Изучаем музыкальную грамоту.
Читаем музыкальные рассказы для детей. Слушаем музыку, детские песни. Музыкальные уроки.
 Музыкальное образование детям и родителям. Рассказы о музыке и музыкантах.
Великие композиторы. Музыкальные инструменты, музыкальные обучающие игры и ноты детям.
Любое копирование материалов только с  разрешения и  с  активной ссылкой на наш сайт!
Главная Пишите нам Гостевая Это интересно Скачать
Главная История музыки детям Сказки о музыке Стихи о музыке Видео о музыке Лучшие детские песни Музыкальные спектакли Музыкальная азбука К урокам музыки К теме о войне О музыке на других уроках Великие композиторы Великие пианисты Великие вокалисты Музыканты шутят Фотогалерея Игры
PR-CY.ru
О чем рассказывала
музыкальная табакерка
Подготовительная работа:
устное изложение (подробное; выборочное) по фрагменту рассказа К.Г.Паустовского «Жильцы старого дома».

Основные моменты урока подготовки к сочинению
1. Вводное слово учителя о задачах урока.
Повторение сведений о художественном описании, его отличии от делового (научного) описания.
— Об одном и том же предмете можно рассказать по-разному. Мы читали и пересказьвали описание музыкальной шкатулки у Константина Георгиевича Паустовского — хрупкой старинной игрушки, которая однажды, осенней ночью, подарила обитателям гулкого старого дома несколько прекрасных мгновений.

Но, оказывается, подобную забавную игрушку можно «нарисовать» и музыкальными звуками. Сейчас вы услышите вальс-шутку русского композитора Анатолия Константиновича Лядова. Постарайтесь представить себе «героиню» пьесы, определите настроение, с которым рассказал о ней композитор.
2. Слушание музыки.
3. Обсуждение музыкальньк впечатлений. Языковая подготовка.

Возможные вопросы для анализа пьесы.
Понравилась ли вам музыка? Чем? Какое настроение она у вас вызвала? Как относится к игрушке композитор? Почему вы так решили?
Дальше учитель может обобщить обсуждение пьесы:

— Вы совершенно точно почувствовали радостное, приподнятое настроение, которое вложил в этот музыкальный «портрет» композитор. Действительно, это настроение созвучно тому, которое возникло у героев рассказа «Жильцы старого дома», когда вдруг в тишине спящего дома запела старинная шкатулка.

В музьке Лядова вы услышали голос другой игрушки — музькальной табакерки.
Композитор жил в начале нашего века, когда в каждом доме были подобные заводные механизмы, которые исполняли несложные мелодии: популярные танцы, песенки.
Каких только музыкальных предметов не было! И часы — настенные, напольные, настольные, в виде домиков с танцующими куклами, замков, избушек на курьих ножках, звезд со множеством сверкающих острых лучей. И шкатулки — маленькие, размером со спичечный коробок, и большие, как кованые сундуки с замысловатыми замками. И шкафчики, где хранились письма, ценные бумаги, драгоценные вещи…
Когда эти удивительные музыкальные ящички открывали (все подобные звучапще предметы называли тогда музыкальными ящиками), на весь дом раздавался хрустальный звон, затем щелчок — и все оживало: крутились на пуантах хрупкие танцовщицы;

поднимались и вновь преклоняли колена благородные кавалеры; грациозно выплывали из игрушечных лесных зарослей лебеди; раскрывались резные оконца в крохотном замке, и из них вьглядывали любопытные кумушки; носился подпрыгивая рогатый чертенок; стройными рядами маршировали бравые солдатики... И все эти волшебные картины сопровождала негромкая, тоже «игрушечная» музыка.

Композитору Лядову очень нравились эти музыкальные ящики, и об одном из них он написал шуточный вальс «Музыкальная табакерка». Пьеса очень понравилась публике, ее часто исполняли на домашних концертах.
Музыкальные критики с восторгом писали, что Лядову удалось точно и остроумно передать звучание стaporo, дребезжащего) от времени и беспрерывной работы механизма, у которого звуки то спешат, то цепляются друг за друга, опаздывают и наконец замолкают из-за неисправности устройства.
Обобщив впечатления учеников, перейдите затем к языковой подготовке: выделите основные микротемы для будущих описаний табакерки, предложите детям подробно и выразительно охарактеризовать услышанную музыку.

А. К. Лядов. «Музыкальная табакерка»

Далее
О музыке на других уроках
Отзывы, комментарии